Классический технический вопрос любого нового игрока "Какой нужен компьютер, чтобы можно было играть в WOW?" Далее следуют вариации на тему "Чтобы было комфортно играть", "Чтоб игра летала" и т.д., и т.п.
Ответы на эти вопросы, как показала практика, гораздо более сложные, чем может показаться на первый взгляд. И проблема не только в том, что у разных людей различные понятия о комфорте, и не только в рекомендуемых для определенных настроек характеристиках (или, коль угодно, наоборот: рекомендуемых настройках для определенных характеристик). Здесь будет предпринята попытка разъяснить технические нюансы, влияющие на качество игры в WOW, которые необходимо знать при выборе и настройке Вашего "Кремниевого коня" - компьютера, для игры в WOW.
Итак, то что Вам будет жизненно необходимо при любых обстоятельствах, это:
Монитор,
Клавиатура,
Манипулятор типа "мышь".
Со временем Вам понадобятся наушники с микрофоном, или, по крайней мере, динамики, для вывода звука.
Эти компоненты выбираются сугубо на Ваше усмотрение исходя из Ваших предпочтений и возможностей. Главное, чтобы было удобно Вам. Единственный нюанс - Минимальное разрешение экрана для WOW - 1024 x 768, Ваш монитор должен поддерживать разрешения не ниже.
Ну и в Вашей материнской плате, платах расширения должны быть необходимые разъемы, интерфейсы для подключения.
Монитор - Ваше окно в мир WOW, клавиатура и мышь - средство управления, звуковые устройства - Ваши уши и, с применением программ связи, о которых речь пойдёт ниже - голос.
Теперь перейдем к более серьезным вопросам.
Ключевое влияние на игру в WOW имеют конфигурация ПК и качество интернет-соединения, программное обеспечение ПК (операционная система и иже с ней).
Системные требования (минимальные и рекомендуемые), приведены здесь.
Минимальные - это те, при которых игра должна запустится, рекомендуемые - достаточные для игры на около-средних настройках.
Кратко, для запуска игры ЦП должен быть "Не младше" Intel® Pentium® D, ОЗУ - не менее 1Гб, Видеокарта должна иметь хотя бы 256Мб видеопамяти (то же касается памяти, выделяемой для встроенного графического процессора, если у Вас не дискретная видеокарта), не менее 25Гб свободного места на диске, куда Вы будете устанавливать игру. Если Ваша система превышает данные требования - игра наверняка запустится. Если близкие к этим - то принцип прост: "не попробуешь - не узнаешь".
Аппаратные проблемы при запуске могут быть вызваны:
Слабой видеокартой (выскочит ошибка "Графическая карта не отвечает минимальным системным требованиям"),
нехваткой ОЗУ (сообщение "Заканчивается свободная виртуальная память системы" Вам наверняка знакомо, это именно оно),
Слабым ЦП, нехваткой места на жёстком диске, эти проблемы встречаются реже, и они более глобальны, ибо решить из без замены соответствующих компонентов невозможно.
Если не хватает ОЗУ - можно попробовать увеличить файл подкачки (при этом помним, что для х86 операционных систем объем оперативной памяти+размер файла подкачки не должен превышать 4Гб, ибо больше просто не может корректно использоваться системой), но лучше - добавить оперативной памяти. Планки 1Гб ddr-400 поддерживает подавляющее большинство "старых" материнских плат с DDR1. Конечно, частота зачастую снижается, но она всё равно работает. А материнские платы, у которых меньше 2-х слотов под ОЗУ в обиходе для домашнего использования просто не встречаются.
Проблема с видеокартой однозначно решается заменой на более мощную, или, как вариант - "копанием" в настройках видеодрайвера и BIOS-е ПК с целью выделения части ОЗУ под нужды видеокарты. Этим должен заниматься IT-специалист, и если Вы не совсем понимаете, что это - сами не пробуйте.
под "Более мощной" подразумевается видеокарта, с характеристиками превышающими следующие:
Видеопамять: 256Мб GDDR3,
Графический процессор: полная аппаратная поддержка DirectX 9.0c, частота GPU 500МГц.
Вполне вероятно, что будет работать и более слабая видеокарта, но эти параметры проверены практикой и позволяют добиться вполне приемлемой производительности даже при средних настройках игры.
*под "приемлемой" подразумевается производительность, достаточная для выполнения любых требующих быстроты реакции действий в игре.
Также блокировать запуск могут программные проблемы, либо низкое качество интернет-соединения, но об этом речь пойдёт позже.
С аппаратной стороны, если Ваш ПК работает корректно сам по себе, больше проблем быть не должно (естественно, что любые неполадки с "железом" немедленно скажутся и на игре).
Теперь поговорим непосредственно о выборе комплектующих. Обсуждению не подлежит, что в первую очередь они должны быть абсолютно совместимы между собой. При этом особое внимание уделяйте тому, чтобы компоненты были совместимы именно при работе в штатном режиме. Различный "Разгон" оборудования в большинстве случаев рано или поздно окончится плачевно...
Процессор.
WOW поддерживает технологии х64, а это значит, что по возможности стоит использовать "многоядерный" процессор. От себя, рекомендую количество ядер кратное 2-м, во избежание возможных проблем с программным обеспечением и стабильностью системы, комплиментарностью компонентов при замене в будущем.
Частота Важна. В принципе, чем выше частота процессора - тем лучше. Это - основной критерий процессора, отображающей возможное количество выполнения простейшей однотактной операции в секунду. Проще говоря - это непосредственно скорость работы процессора.
Размер кэша также имеет значение. Чем выше объём кэша - тем лучше. Операции, выполняемые в кэше выполняются во много раз быстрее, чем при обращении к ОЗУ. А чем больше размер кэша - тем большими блоками информации способен оперировать процессор внутри себя. Грубо говоря, проводя аналогию с человеком, - это память, которой Вы пользуетесь выполняя вычисления в уме, не записывая их на бумаге. Чем меньше Вы пишите и больше рассчитывает в уме - тем быстрее выполняется итоговый расчёт. Здесь - такой же принцип.
Вообще говоря, то же относится и к любому кэшу любого устройства. К примеру, для HDD (классический жёсткий диск), размер кэша имеет то же значение, но об этом ниже.
Энергопотребление - специфический параметр, на который нужно обращать внимание. С одной стороны, более мощные процессоры как правило имеют большее энергопотребление (исключение - сравнение процессоров различной технологии исполнения, где одна и та же операция требует различных энергозатрат). В то же время, при увеличении энергопотребления неизбежно повышается тепловыделение. Отсюда следующее правило:
Чем выше энергопотребление процессора, тем более серьезной системы охлаждения и более мощного блока питания требует ПК в целом.
В общем случае, энергопотребление процессора - это вторичная характеристика. В принципе, этот параметр должен служить не критерием при выборе процессора, а аргументом при выборе блока питания, системы охлаждения и системного блока компьютера.
Модель процессора - по сути, это не параметр, а идентификатор архитектуры процессора. Принципиальным является разделение AMD и intel. Для Вас важно следующее: процессоры от AMD как правило дешевле своих аналогов от intel, но при этом имеют более высокие рабочие температуры. Следовательно, они более подвержены перегреву, а система требует более мощной системы охлаждения, по крайней мере, чтобы избежать перегрева прочих компонент ПК. Принципиальные же различия в производительности не столь существенны, чтобы рассматривать их в рамках критерия выбора компонента ПК для игры в WOW.
Рассмотренные характеристики являются ключевыми при выборе процессора, они влияют на его стоимость, более того, каждому интервалу именно этих характеристик соответствуют существующие семейства процессоров. В общем случае - для пользовательских ПК.
Оперативная память.
Существует 4 значимых характеристики оперативной памяти.
Объем,
Частота,
Форм-фактор,
Латентность.
С Объемом всё понятно - это непосредственно размер оперативной памяти. Необходимый (но не всегда достаточный) объем оперативной памяти равен сумме максимального потребления ОЗУ операционной системой и всех приложений (в том числе и WOW). Если у Вас встроенное видео - сюда же добавляется объем, используемый под видеопамять. Если нет возможности установить желаемый объем ОЗУ - следует назначить файл подкачки достаточного размера (вообще говоря, оптимальным для производительности является объём файла подкачки равный двум объёмам используемой ОЗУ).
При это следует учитывать, что 32-х битные операционные системы (х86 архитектура) "не умеют адресовать" объёмы более 4ГБ. Это значит, что для 32-х битных операционных систем сумма объёма физической ОЗУ и файла подкачки не должна превышать 4Гб. С больши объёмом компьютер просто не сможет корректно работать, это бессмысленный расход ресурса.
Частота ОЗУ - более специфическая характеристика. По сути, это частота, на которой происходит обмен между ОЗУ - Материнской платой (шиной данных) - Процессором. В общем случае, здесь действует принцип "Чем выше - тем лучше", но следует понимать, что частота должна быть одинаковой. Если частота любого из компонентов выше, она будет занижена до минимальной из 3-х перечисленных. В принципе, это не совсем штатный режим работы.
Если используется несколько плат - то же самое, будет выполнена "уравняловка" по минимальной частоте. В общем случае, и то и другое работает, но при этом, возможны аппаратные сбои в работе.
Поэтому тут рекомендации следующие: по частоте стоит выбирать одинаковые планки как между собой, так и с поддерживаемой частотой памяти процессором и материнской платой.
Еще один нюанс - форм-фактор и тип разъёма. По сути, это физические характеристики (проще говоря, размер и форма разъема), но их различают также и по интервалам частот, к примеру, планка DDR1 (частота 100 - 200МГц) имеет иную форму, чем планка DDR2 ( частота 200 - 600МГц) и т.д. Объективно говоря, различаются и технологии работы различных по типу планок памяти, однако в данном аспекте это не существенно. Что характерно, это не существенно и для процессора, ему важна частота. Это важно при взаимодействии материнской платы и ОЗУ.
Размер - простой пример: ОЗУ для нэтбука и ОЗУ для стационарного ПК имеют разный размер (впрочем, как и размеры материнских плат).
Для нас важно, что при выборе ОЗУ следует учитывать размер и тип разъема ОЗУ, т.е. тип и форм-фактор планки ОЗУ и разъема Материнской платы должны быть идентичны.
Латентность - характеристика, которая отображает внутреннее быстродействие ОЗУ (микросхем памяти одной планки ОЗУ между собой), по сути, аналог частоты ядра процессора для ЦП. Тут всё предельно просто:
а) Чем ниже латентность (CL) - тем лучше,
б) При использовании 2-х и более планок ОЗУ латентность (CL) должна быть одинакова.
(это основная причина рекомендации брать одинаковые планки от одного производителя, потому что у разных может быть разная латентность. Такая формулировка действительно более проста для запоминания и, в общем, соответствует истине).
Это Твердотельные накопители (SSD) и накопитель на жёстких магнитных дисках (HDD, классический жесткий диск или "винчестер").
SSD - это запоминающее устройство, выполненное на основе микросхем памяти. Основные преимущества -
отсутствие подвижных механизмов, т.е. они не подвержены механическому износу, не боятся вибрации и т.д.,
быстрый доступ к любому адресу памяти (скорость чтения/записи), зачастую превышающее скорость интерфейса,
практически отсутствует негативное влияние фрагментации на скорость чтения.
Принципиально, SSD Выполняются с использованием энергонезависимой, либо энергозависимой памяти.
Первые (энергонезависимые) - это микросхемы, используемые в обычных флешках, вторые - в ОЗУ. Отсюда недостатки SSD:
ограниченное количество записи в одну ячейку памяти у энергонезависимых носителей.
Это связано с тем, что токи для записи значительно выше токов чтения, и триггера на основе полупроводниковых конденсаторов, используемые в таком накопителе, со временем физически выгорают. На сегодняшний день, это основной недостаток доступных SSD - накопителей (в том числе и флешек), однако, учитывая тот факт, что производители жестких дисков SSD закладывают значительный резерв памяти для замены "выгорающей" (обычно, более 15% ёмкости), количество циклов записи одной ячейки не менее 10 000, а WOW не так уже и много "пишет", при использовании SSD сугубо для игры в WOW, его "время жизни" сопоставимо со временем износа обычного HDD. Более того, ведутся разработки других технологий создания микросхем энергонезависимой памяти, срок службы которой предполагается значительно выше, и хотя сейчас стоимость производства таких микросхем достаточно высока, а технология недостаточно проработана, рано или поздно эта проблема будет устранена окончательно.
Недостатком энергозависимой памяти является в первую очередь, собственно её энергозависимость. Организованная по принципу транзисторного триггера, такая память способна сохранять заданную единицу информации лишь то время, пока через триггер идёт ток (вспоминаем курс школьной физики ;-) ). Как только триггер обесточивается, он "сбрасывается" и информация теряется. И хотя существуют технологии построения долгосрочной памяти с использованием энергозависимых микросхем памяти в совокупности с источником питания, такой подход с одной стороны достаточно дорогой, с другой - создает зависимость еще и от источника питания.
Ну и наконец, основным недостатком SSD является относительно малый объём в сравнении с HDD доступных в продаже моделей. По большому счёту, для WOW это не существенно (80 и даже 40Гб жёсткого диска хватит с головой), но на другие задачи, наверняка выполняемые Вашим ПК этого может быть мало. Альтернатива - в качестве хранилища данных использовать отдельный HDD, но это не выполнимо в случае, если у Вас ноутбук. А SSD, объём которых приближается к 1Тб будут стоить довольно внушительную сумму.
HDD, или классический винчестер.
На производительность HDD влияют несколько факторов.
1. Количество магнитных дисков(пластин) и головок чтения. С одной стороны, чем больше дисков и головок чтения, тем быстрее Жёсткий диск "находит нужное место" и начинает работать с ним. С другой, увеличение этого количества снижает механическую надёжность диска в целом, что кроме вероятности поломки влечет за собой ухудшения следующего фактора - скорости вращения дисков.
По сути, в "бытовых" HDD устанавливают от 1 до 5-ти пластин (дисков), "Надёжными" считаются диски с количеством пластин не больше 2-х. Опять же, надёжность зависит от технологии производства HDD, что в свою очередь является коммерческой тайной производителя, а значит 100% уверенности в данном факторе Вы иметь не можете. Еще один фактор в пользу одно-дво-пластинных HDD является то, что у них, как правило, более высокая плотность хранения данных (также зависит от технологии производства), и если однопластинный HDD имеет ёмкость не менее 1Тб, то он будет иметь и более высокую скорость физического доступа, чем аналог с большим количеством пластин.
2. Скорость вращения пластин. Стандартами для "Домашнего пользования" считаются скорости 5400, 7200, 10 000 об/мин. 15000 - это уже серверные HDD SAS интерфейса и высокой стоимости. В ноут, нэтбуки как правило устанавливаются HDD со скоростью 5400, ставить же в стационарный ПК жесткий диск со скоростью ниже 7200 нецелесообразно. Скорость оборотов определяет непосредственно время чтения/записи (опуская время доступа к нужному месту). Учтите, что "Домашние" HDD со скоростью оборота шпинделя 10 000 по стоимости сопоставимы с аналогичными дешевыми моделями SSD, скорость работы которых всё равно выше.
Кроме того, важным фактом является то, что учитывая посекторное разбиение дорожек, физически чем ближе данные находятся к внешнему краю пластины, тем большее их количество может быть считано за один оборот. т.е. скорость линейного чтения/записи растёт от центра диска к его краю за счёт разной длины участка дорожки при одинаковой угловой скорости. Адресация HDD начинается с крайней дорожки первого "блина", т.е. чем ближе информация записана к началу диска, тем лучше (быстрее). Стандартные утилиты дефрагментации обычно сами по возможности "сдвигают" информацию именно таким образом.
3. Объём кэша. Кэш сглаживает разности в работе интерфейса и собственно накопителя (HDD). В принципе, кэш представляет собой SSD повышенной надёжности небольшого объёма. С практической точки зрения, кэш увеличивает производительность при работе с большими файлами на диске, а поскольку текстуры и прочие объёмные данные игрового клиента WOW хранятся в "архивах" достаточно значительного размера, это именно то, что нам нужно. Лучше, если объём кэша будет в пределах 64 - 128 Мб. Кэш больше 128Мб не имеет практического смысла при использовании обычного HDD, поскольку превышает вероятный порог разности скоростей (хороший HDD не должен иметь такой разницы времени доступа).
"Гибридный диск" - так называют HDD, совмещенный с SSD относительно небольшого (обычно, несколько Гб) объёма. SSD используется, по сути, как кэш, но возможности такого диска несколько шире. Тем не менее, производительность такого устройства начнёт ощутимо повышатся лишь после 2-го или 3-го типичного действия (это связано с заполнением кэша - SSD наиболее медленными по доступу из часто используемых блоков информации), прирост производительности будет варьироватся в зависимости от операций, выполняемых на ПК, а поскольку клиент WOW занимает около 25Гб, и однозначно предусмотреть, какая именно информация будет им использоваться, такой диск хоть и будет "быстрее" аналога HDD, всё же его использование не принесет ощутимого эффекта для WOW. Если же Вы думаете о "гибриде" с кэшем более 25Гб, стоит подумать, что будет лучше в Вашеq ситуации и с вашей спецификой работы с ПК: использование раздельных HDD и SSD, или "гибрида". Этот вопрос, по сути выходит далеко за рамки подбора носителя для WOW.
Важно. Быстродействие HDD зависит от фрагментации. Чем ниже фрагментация, тем меньше операций нелинейного чтения выполняет HDD при обращении к файлу и тем быстрее работает. А оптимизация адресации в большинстве утилит дефрагментации (в том числе и стандартные), еще больше увеличивает скорость работы с данными.
Учтите, HDD крайне чувствительны к аварийному обесточиванию и вибрациям. Первое приводит к тому, что головки при активной работе своевременно не отводятся от пластин, и когда начинается снижении оборотов при обесточивании, буквально ударяются о блин, вызывая механические повреждения поверхности. Второе, по сути, вызывает те же последствия, тяжесть которых варьируется от силы и частоты "встряски", но тут положение усугубляется тем, что пластины в это время вращаются на полной, весьма значительной, скорости.
Блок питания.
Тут всё предельно просто.
Блок питания должен при любых обстоятельствах обеспечить питание ПК и не "сжечь" его.
Отсюда следующие критерии:
Качество исполнения.
Элементы блока питания должны быть лишены физической возможности короткого замыкания.
Мощность.
КПД блока питания, как правило, наивысшее при потреблении в пределах 75% его максимальной мощности. Таким образом, при выборе блока питания следует учитывать максимальное потребление максимально-прогнозируемой даже при модернизации комплектации и устанавливать БП на треть мощнее.
(обычно хватает 500-550Вт, всё зависит от прочих компонентов ПК)
Защита от перегрузки, перенапряжения, низкого напряжения, скачков напряжения.
Они должны быть и должны функционировать.
Корпус.
В первую очередь всё зависит от систем охлаждения видеокарты и ЦП. Но учитывая, что ОЗУ, жесткий диск, а также БП также должны охлаждаться, а жидкостная система охлаждения для этих элементов попросту нерентабельна, корпус должен обеспечить свободную циркуляцию воздуха, даже при отсутствии дополнительного активного охлаждения, всех компонентов.
Кроме того, у хорошего корпуса не должно быть острых углов и кромок, и не только потому, что о них можно поранится, а прежде всего потому, что они могут повредить соединительные провода и кабели.
При выборе материала корпуса кроме внешнего вида обращайте внимание на его устойчивость к влиянию внешней среды (тонколистовая сталь предпочтительней сплавам лёгких металлов в силу своей прочности, а следовательно - надёжности креплений и, в конце концов, в плане защиты от внешних воздействий).
Это основные моменты касающиеся выбора аппаратной части. Как видите, не так уже и мало факторов для "Просто игрового ПК" =) А еще существуют нюансы поддержания всего этого хозяйства "в тонусе", но об этом не здесь.
Более подробную информацию Вы сможете найти в разделе каталога статей "Железо и софт", а точнее, категориях "аппаратка" и "Обслуживание".
Теперь несколько слов об программной части.
Боле подробную информацию Вы опять же можете найти в категориях разделе каталога статей "Железо и софт", однако, в любом случае Вам понадобится следующая информация:
1. WOW - windows (в меньшей мере - Mac) - ориентированная игра. Несмотря на возможность игры на компьютерах с Unix - подобными операционными системами и частичной поддержкой (зачастую не весь функционал) OpenGL, клиент разработан в первую очередь под windows с оглядкой на Mac. Попытки игры из-под Linux с использованием эмуляторов Windows Вы предпринимаете на свой страх и риск без каких-либо гарантий.
2. WOW является классическим клиент-серверным приложением, построенным по принципу тонкого клиента. Это значит, основная обработка информации происходит на стороне сервера, клиентская часть занимается "отрисовкой всего, что сервер насчитал". При этом, обновление, загрузка клиента может выполнятся с использованием как пиринговой передачи данных (по сути, обычный торрент), так и прямой с сервера Blizzard, через интернет, в некоторых случаях параллельно игре (в принципе, нежелательно, ибо игра будет "тормозить"). Однако непосредственно во время игры передача данных незначительна. К примеру, для игры в "малонаселенных" локациях при минимальном взаимодействии с другими игроками, бывает достаточно и канала в 35Кб/сек, но для "активной игровой жизни" требуется уже не менее 256Кб/сек (а лучше больше, при введении технологических новшеств, связанных в первую очередь с кросс-серверными технологиями, объемы игрового трафика могут значительно увеличиваться). Тем не менее, для игры Вам понадобится стабильный канал шириной не более 10Мб/сек.
Отсюда же и следующие требования к интернет-каналу:
Пинг. Время отзыва сервера имеет ключевое значение. "хорошим" считается пинг в пределах 100мс, "играбельным" - в пределах 200, если же он превышает отметку в 300мс, начинаются "чудеса", стабильной производительности игры при таком пинге ожидать нельзя.
Потери пакетов. Их быть не должно. Вообще и никак.
Во - первых, это вызывает резкий прирост пинга,
Во - вторых, поведение игры непредсказуемым. Реакция в игре становится неадекватной Вашим действиям.
3. WOW работает под управлением операционной системы.
А это значит, что любые проблемы с компонентами операционной системы могут повлиять на игру. В первую очередь это права, работа программ защиты, драйвера и компоненты операционной системы. Так, к примеру, программа запуска WOW использует флеш-плеер и настройки браузера ОС (internet explorer), и может просто не запустится, если он будет в "автономном режиме" (либо некорректно выведен из автономного режима, понадобится ставить-снимать галочку "работать в автономном режиме).
Для нормальной игры должны быть "открыты" следующие сетевые TCP и UDP порты для компонентов игрового клиента:
Программы запуска Battle.net: 80, 443, 1119, 6881-6999,
Blizzard Downloader: 1119, 1120, 3724, 4000, 6112, 6113, 6114 и 6881-6999,
Программа запуска World of Warcraft и клиент игры: 3724, 1119, 1120, 4000, 6112, 6113, 6114, 80, и 6881-6999.
Вообще говоря, Вам нужна последняя строчка, однако предыдущие две программы также могут понадобится при работе с клиентом WOW.
Игровой клиент, программа запуска игры должны иметь достаточные права как на собственные папки и каталоги, так и на доступ к системным переменным (в частности, каталоги Application Data), чего зачастую можно достичь "Запуском от имени администратора".
Специфическим компонентом клиента WOW является "Агент обновления", возможные проблемы с которым описаны здесь.
Ну и наконец, службы и программы защиты Операционной системы не должны блокировать игровой клиент. Учтите, что при обновлении игрового клиента часто меняются версии исполняемых файлов, что влечет за собой необходимость обновления исключений, связанных с ними, при тонкой настройке антивируса и файервола.
Весьма вероятно, что эта информация Вам в принципе не понадобится (чего искренне желаю), но предупрежден - значит вооружен. Как бы то ни было, более подробную информацию о программной и аппаратной части, нюансах WOW, связанных с ними Вы можете найти в разделе каталога статей "Железо и софт".
Раздел форума WOW официального сайта Blizzard, на котором можно обсудить технические затруднения и даже получить ответ от технической поддержки находится здесь
а контакты собственно технической поддержки Blizzard - здесь.
Еще один нюанс относительно софта. При игре в WOW Вам рано или поздно придётся столкнутся с вопросом голосовой связи. Для этих целей обычно используют стороннее, никак с WOW не связанное программное обеспечение. Тут выбор в удобстве использования за Вами.